астрономия 10кл_compressed

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Астрономия 10-11» для общеобразовательных школ рекомендованной
Министерством Образования и Науки РФ (автор В.М.Чаругин, Просвещение, 2018). Рабочая программа составлена в соответствии с «федеральным
законом об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (с дополнениями и изменениями) и соответствует стандартам ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на использование базового УМК В.М.Чаругина «Астрономия 10-11 классы», 2018г.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2010 г. в содержании рабочей программы по астрономии предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи
обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной
программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс.
Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов астрономии с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит
минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Личностные результаты:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
2

деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные:

3

 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

и основываясь на соображениях этики и морали;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках
противоречий;

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

искать и находить обобщенные способы решения задач;

приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможности широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать
образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;

ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами);

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором
идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
4







развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой
аудиторией;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:






подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и
образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы,
ресурсы Интернет.

5

Календарно-тематическое планирование:
№

Дата

Дата
фактическая

Тема урока

Тип
урока

Код
Элемент
элемента
содержания
содержания
Введение (1ч.)

Код
проверяемых
умений

1.

Введение в
астрономию

ОНМ

2.

Звездное небо

ОНМ

3.

Небесные
координаты

ОНМ

1.1

4.

Видимое движение
планет и Солнца

К

2.4
2.5.3

5.4.2

Астрометрия (5 ч.)
Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их
закономерности.
Источники энергии
звезд

6

Требования к уровню
подготовки

Домашнее
задание

1.2
2.6

Знать/Понимать:
смысл физической
величины световой
год;
Уметь:
применять полученные
знания для решения задач

§ 1,2 (вопросы
и задания)

1.1

Знать/Понимать:
 смысл понятий:
звезда, созвездие,
эклиптика,
небесная сфера,
ось мира;
смысл физических
величин: звездная
величина;
Знать/Понимать:
смысл физических
понятий: экваториальная
система координат, прямое
восхождение,
горизонтальная система
координат, горизонт,
небесный меридиан,
азимут, кульминация.
Уметь:
 определять
характер процесса
по графику,
таблице, формуле;
 измерять
физические

§3(читать),
учить созвездия

§4 (читать),
учить системы
координат

§5 (читать),
вопросы

5.

Движения Луны и
затмения

К

1.1

6.

Время и календарь

ОНМ

2.1
2.3

7.

Система мира

ОНМ

1.1

8.

Законы Кеплера

К

1.3
2.6

величины,
представлять
результаты
измерений с
учетом
погрешностей
Знать/Понимать:
 смысл понятий:
синодический и
сидерический
месяц, солнечные и
лунные затмения,
фазы Луны.
Уметь:
 описывать и
объяснять
явление солнечных
и лунных затмений
Уметь:
 объяснять
различия между
звездным и
солнечным
временем;
 работать с
различными
календарями;
приводить примеры
практического применения
физических знаний,
законов физики

§6 (читать),
схемы затмений

§7 (читать),
вопросы и
задания

Небесная механика (3 ч.)

7

Знать/Понимать: смысл
понятия: геоцентрическая
система мира,
гелиоцентрическая система
мира, годичный параллакс.
Знать/Понимать:
 смысл физических

§ 8, вопросы

§ 9, вопросы и
формулы

законов,
принципов,
постулатов;

9.

Космические
скорости и
межпланетные
полеты

К

10.

Современные
представления о
строении и составе
Солнечной системы

ОНМ

11.

Планета Земля

К

1.3
2.6

Строение Солнечной системы (7 ч.)
5.4.1
Солнечная система:
2.1.1
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы.

5.4.1

Солнечная система:
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы

8

2.5.2
3.1

Уметь:
применять полученные
знания для решения задач
Знать/Понимать:
 смысл физических
законов,
принципов,
постулатов;
Уметь:
применять полученные
знания для решения задач

§ 10, вопросы и
формулы.
Доклад

Уметь:
 описывать и
объяснять состав
солнечной
системы, различия
планет земной
группы от планет –
гигантов, размеры
Солнечной
системы

§12 (читать),
вопросы

Уметь:
 приводить
примеры опытов,
объясняющих
явления природы и
их особенности;
Использовать:
 приобретенные
умения и навыки в
повседневной
жизни для
обеспечения
безопасности

§13 (читать),
строение учить

жизнедеятельности
и оценке влияния
процессов на
организм человека
12.

Луна и ее влияние
на Землю

К

5.4.1

Солнечная система:
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы

2.5.2
2.1.1
3.1

13.

Планеты земной
группы

К

5.4.1

Солнечная система:
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы

2.1.1
2.5.2

9

Уметь:
 приводить
примеры опытов,
объясняющих
явления природы и
их особенности;
 описывать и
объяснять
физические
явления и свойства
тел;
Использовать:
приобретенные умения и
навыки в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности
жизнедеятельности и
оценке влияния процессов
на организм человека
Уметь:
 описывать и
объяснять состав
солнечной
системы, различия
планет земной
группы от планет –
гигантов, размеры
Солнечной
системы;
 приводить
примеры опытов,
объясняющих
явления природы и
их особенности;
описывать и объяснять

§14 (читать),
карта Луны

§15 (читать),
доклад

14.

Планеты-гиганты.
Планеты-карлики.

К

5.4.1

Солнечная система:
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы

2.1.1
2.5.2

15.

Малые тела
Солнечной системы

ОНМ

5.4.1

Солнечная система:
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы

2.1.1
2.5.2

10

физические явления и
свойства тел;
Уметь:
 описывать и
объяснять состав
солнечной
системы, различия
планет земной
группы от планет –
гигантов, размеры
Солнечной
системы;
 приводить
примеры опытов,
объясняющих
явления природы и
их особенности;
 описывать и
объяснять
физические
явления и свойства
тел;
Уметь:
 описывать и
объяснять состав
солнечной
системы, различия
планет земной
группы от планет –
гигантов, размеры
Солнечной
системы;
 приводить
примеры опытов,
объясняющих
явления природы и
их особенности;
описывать и объяснять
физические явления и

§ 16, вопросы.
Доклад.

§ 17, вопросы.
Презентация.

16.

Современные
представления о
происхождении
Солнечной системы

ОНМ

17.

Методы
астрофизических
исследований

ОНМ

18.

Солнце

К

5.4.1

Солнечная система:
планеты земной
группы и планетыгиганты, малые тела
Солнечной системы

2.1.1
2.5.2
3.1

свойства тел;
Уметь:
 описывать и
объяснять состав
солнечной
системы, различия
планет земной
группы от планет –
гигантов, размеры
Солнечной
системы;
 приводить
примеры опытов,
объясняющих
явления природы и
их особенности;
 описывать и
объяснять
физические
явления и свойства
тел;
Использовать:
приобретенные умения и
навыки в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности
жизнедеятельности и
оценке влияния процессов
на организм человека

§18 (читать),
доклад.

Астрофизика и звѐздная астрономия (7 ч.)
1.3
2.6

5.4.2
5.4.3

Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их

11

1.1
1.2
2.1.1

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел;
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.

§20(учить
формулы), стр.
83 №18

§20(учить
формулы), стр.
83 №18

19.

Внутреннее
строение и
источник
энергии Солнца

К

5.4.2
5.4.3

20.

Основные
характеристики
звѐзд

ОНМ

5.4.2
5.4.3

21.

Белые карлики,
нейтронные
звѐзды, чѐрные
дыры. Двойные,
кратные и
переменные
звѐзды

ОНМ

5.4.2
5.4.3

закономерности.
Источники энергии
звезд.
Современные
представления о
происхождении и
эволюции Солнца и
звезд.
Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их
закономерности.
Источники энергии
звезд.
Современные
представления о
происхождении и
эволюции Солнца и
звезд.
Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их
закономерности.
Источники энергии
звезд.
Современные
представления о
происхождении и
эволюции Солнца и
звезд.
Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их
закономерности.
Источники энергии
звезд.
Современные
представления о
происхождении и

12

Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел;

1.1
1.2
2.1.1

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел;

§21 (вопросы),
стр.90 №19

1.1
1.2
2.1.1

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел

§22,23
(вопросы),
подг. к пр.
работе

1.1
1.2
2.1.1

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.

§24, 25
(вопросы),
стр.97 №20

22.

Новые и
сверхновые
звѐзды

ОНМ

5.4.2
5.4.3

23.

Эволюция звѐзд

ОНМ

5.4.2
5.4.3

24.

Газ и пыль в
Галактике

ОНМ

5.4.4

25.

Рассеянные и
шаровые звѐздные
скопления

ОНМ

5.4.4

26.

Сверхмассивная
чѐрная дыра в

ОНМ

5.4.4

эволюции Солнца и
звезд.
Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их
закономерности.
Источники энергии
звезд.
Современные
представления о
происхождении и
эволюции Солнца и
звезд.
Звезды: разнообразие
звездных
характеристик и их
закономерности.
Источники энергии
звезд.
Современные
представления о
происхождении и
эволюции Солнца и
звезд.
Млечный путь (3 ч.)
Наша Галактика.
Другие галактики.
Пространственные
масштабы
наблюдаемой
Вселенной
Наша Галактика.
Другие галактики.
Пространственные
масштабы
наблюдаемой
Вселенной
Наша Галактика.
Другие галактики.

13

1.1
1.2
2.1.1

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.

§26 (учить
классификацию

1.1
1.2
2.1.1

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.

§27 (вопросы),
стр. 104 №21

1.1
1.2

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Знать/понимать:
смысл физических понятий

§28 (конспект)

1.1
1.2

1.1
1.2

§29 (вопросы)

§30 (разобрать
задачу)

центре

27.

Классификация
галактик

К

28.

Активные
галактики и
квазары

ОНМ

29.

Скопления
галактик

ОНМ

30.

Конечность и
бесконечность
Вселенной
Модель «горячей
Вселенной»

ОНМ

31.

Ускоренное
расширение
Вселенной и
тѐмная энергия

ОНМ

Пространственные
масштабы
наблюдаемой
Вселенной
Галактики (3 ч.)
5.4.4
Наша Галактика.
1.1
Другие галактики.
1.2
Пространственные
масштабы
наблюдаемой
Вселенной.
5.4.4
Наша Галактика.
1.1
Другие галактики.
1.2
Пространственные
масштабы
наблюдаемой
Вселенной.
5.4.4
Наша Галактика.
1.1
Другие галактики.
1.2
Пространственные
масштабы
наблюдаемой
Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч.)
5.4.5
Современные
1.1
взгляды на строение
1.2
и эволюцию
Вселенной
Современные проблемы астрономии (3 ч.)
5.4.5
Современные
1.1
взгляды на строение
1.2
и эволюцию
3.2
Вселенной

14

и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.

§31 (учить
классификации)

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.

§34, 35 36
(вопросы), стр.
130 №32

Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Использовать
приобретенные знания и

§37 (вопросы)

§32 (вопросы),
стр.121 №29

§33 (составить
ОС), стр. 124
№30

32.

Обнаружение
планет возле
других звѐзд

К

5.4.5

Современные
взгляды на строение
и эволюцию
Вселенной

1.1
1.2
3.2

33.

Поиск жизни и
разума во
Вселенной

ОНМ

5.4.5

Современные
взгляды на строение
и эволюцию
Вселенной

1.1
1.2
3.2

34.

Итоговая
контрольная работа

УК

1.1
2.1

15

умения в практической
деятельности для:
определения собственной
позиции по отношению к
экологическим проблемам
и поведению в
окружающей среде.
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности для:
определения собственной
позиции по отношению к
экологическим проблемам
и поведению в
окружающей среде.
Знать/понимать:
смысл физических понятий
и величин.
Уметь описывать и
объяснять: физические
явления и свойства тел.
Использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности для:
определения собственной
позиции по отношению к
экологическим проблемам
и поведению в
окружающей среде.
Знать/Понимать:
 смысл физической

§38 (вопросы)

§39 (вопросы),
стр. 142 №35

2.3
1.3
2.6
2.1.1

16

величины световой
год;
 смысл физических
понятий:
экваториальная
система координат,
прямое
восхождение,
горизонтальная
система координат,
горизонт,
небесный
меридиан, азимут,
кульминация.
Уметь:
 объяснять
различия между
звездным и
солнечным
временем;
 работать с
различными
календарями;
 приводить
примеры
практического
применения
физических
знаний, законов
физики;
 определять
характер процесса
по графику,
таблице, формуле;
 измерять
физические
величины,
представлять
результаты

измерений с
учетом
погрешностей;
 применять
полученные знания
для решения задач;
описывать и объяснять
состав солнечной системы,
различия планет земной
группы от планет –
гигантов, размеры
Солнечной системы,
влияние Луны на планету
Земля, строение звезд,
характеристики галактик.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8722) 51-68-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».