физика 11 кл

Рабочая программа
по физике в 11 классе к учебнику Мякишев Г.Я
(Базовый уровень)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской
программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников
серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций,
Просвещение, 2020г.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится
2 часа в неделю, 68 часов в год.
Используемый учебник: Физика: учебник для 11 класса / Г.Я. Мякишев, Б.Б.
Буховцев, Н.Н. Сотский, М.: «Просвещение», 2020 г.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание
следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами
научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а
не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в
том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии,
физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в данной рабочей программе среднего (полного) общего образования
структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика,
электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы
является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на
базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в
области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и
технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания
по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практического использования физических знаний; оценивать достоверность
естественнонаучной информации;
1






развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего
образования являются:
Познавательная деятельность:

использование
для
познания
окружающего
мира
различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;

овладение
адекватными
способами
решения
теоретических
и
экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать
точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 4 часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом
уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по
2 учебных часа в неделю. В данной рабочей программе на изучение физики в 11 классе
отводится 2 часа в неделю, из расчѐта 33 учебные недели – 66 часов в год.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе
«Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует
стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно
ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
2

деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл
изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и
свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании
экспериментальных данных, приводить примеры практического использования
полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию,
содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки
учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;

смысл физических законов классической механики (всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых
тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые
свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и
эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики
в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных
средств,
бытовых
электроприборов,
средств
радиои
телекоммуникационной связи;
3


оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Для всех разделов при изучении курса физики средней школы в раздел
«Требования к уровню подготовки выпускников»
знать/понимать

основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного
мировоззрения;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики;




уметь
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат
основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет
проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность
объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать
еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений
используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно
исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории
имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие
физики;




применять полученные знания для решения физических задач;
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;



воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления
информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);






использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению
в природной среде.

Содержание курса
11 класс
Электродинамика
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные
частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и
магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды
электромагнитных излучений и их практические применения.
Демонстрации
4

Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы
1. Наблюдение действия магнитного тока на ток.
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
3. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Оптика. Элементы специальной теории относительности.
Законы распространения света. Интерференция света.
Дифракция света. Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы. Дифракционная решѐтка. Принцип относительности. Постулаты
теории относительности. Основные следствия СТО. Релятивистский закон сложения
скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская
динамика. Принцип соответствия. Связь между массой и энергией.
Демонстрации
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Лабораторные работы
4. Измерение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Измерение длины световой волны.
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых
свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза
излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные
взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.

5

Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема

Количество Количество
часов
лабораторных
работ

Количество
контрольных
работ

11 класс
26
Электродинамика
Оптика. Элементы специальной 18
теории относительности.

3
3

2
1

Квантовая физика

24

0

2

Всего

68

6

5

6

Календарно-тематическое планирование по физике в 11 классе
(2 ч в неделю, всего 68 ч; учебники: 1. Мякишев, Буховцев – 11 кл).
Тема урока
Количество
часов

№

Электродинамика
1

Дата
проведения
План

Домашнее
задание

Факт

26 ч

Магнитное поле. Действие
1
магнитного поля на проводник с
током .
Действие магнитного поля на
1
движущийся электрический заряд.
Решение задач.

§.1 з ЕГЭ стр10.
§.2,з ЕГЭ стр16.

3

Магнитные свойства вещества.

1

§.3,4, з ЕГЭ
стр23. §5, з для
сам
реш.,стр26,А1,С2.
§.6,п гл1 стр 30

4

Открытие электромагнитной
индукции. Магнитный поток.
Направление индукционного тока.
Правило Ленца. Закон
электромагнитной индукции.
Решение задач
Вихревое электрическое поле.
ЭДС индукции в движущихся
проводниках
Лабораторная работа №2
«Изучение явления
электромагнитной индукции»
Самоиндукция. Энергия
магнитного поля

1

§7, з ЕГЭ стр34.

1

§8. з ЕГЭ стр 39.

1

§9,10, з для сам
реш стр45

1

п§8-10.

1

Контрольная работа №1
«Магнитное поле.
Электромагнитная индукция»
Механические колебания
Гармонические колебания

1

§11,12,з для сам
реш стр 52. П гл2
стр52
Повт. Гл 1-2.

1

13

Лабораторная работа №3
«Определение ускорения
свободного падения при помощи
маятника»
Вынужденные механические
колебания. Резонанс
Электромагнитные колебания

14

Формула Томсона

1

2

5

6

7

8

9

10

11

12

§13, з ЕГЭ стр 58,
§14, подг. К ЛР
№3,з для ЕГЭ
стр65
§14-15, з для сам
реш стр 68..

1

1

§16, п гл3 стр73

1

§17-18,з ЕГЭ
стр76
§19-20,з для сам
реш стр85.
7

Тема урока
Количество
часов

№

Дата
проведения
План

Домашнее
задание

Факт

15

Переменный электрический ток

1

§21, з ЕГЭ стр 90.

16

Действующее значение силы тока
и напряжения
Электрический резонанс.
Автоколебания
Трансформатор Производство и
использование электроэнергии
Решение задач

1

§22, з ЕГЭ стр 95.

1

§23-25.

1

Контрольная работа №2
«Механические и
электромагнитные колебания»
Механические волны Длина
волны. Уравнение механической
волны. Волны в среде
Звуковые волны. Звук.

1

§26. §27, подг
доклады стр 115.
28, п гл 3,4,з стр
115
Повт гл 3-4.

1

§29-30

1

§31,32

23 Интерференция, дифракция и
поляризация механических волн.
24
Электромагнитные волны
Плотность потока
электромагнитного излучения
25
Радиосвязь Модуляция и
детектирование. Простейший
радиоприѐмник.
26
Применение радиоволн

1

§33-34.

1

§35-36,доклады

1

§37-39, доклады.

1

§40-43,з стр 169

17
18
19
20

21

22

1

Оптика. Элементы специальной 18 ч
теории относительности.
27 Световые волны. Закон отражения
света
28 Закон преломления света. Полное
отражение
29
Лабораторная работа №4
«Измерение показателя
преломления стекла»
30 Линза. Построение изображений,
даваемых линзами.
31 Формула линзы. Решение задач.

1

§44-46.з стр 178

1

§47-48,решу ЕГЭ
стр186
§49 з стр 189

1

§50, решу ЕГЭ
стр196
§51-52, з стр201

Лабораторная работа №5
«Определение оптической силы и
фокусного расстояния
собирающей линзы»

1

Повт §44-52

32

1

1

8

Тема урока
Количество
часов

№

Дата
проведения
План

Домашнее
задание

Факт

1

§53-55

34

Дисперсия света Интерференция
света. Применение
интерференции.
Дифракция света

1

§55-56.

35

Дифракционная решѐтка

1

§58,59, з стр224

36

Лабораторная работа №6
«Измерение длины световой
волны»
Поляризация света

1

Повт §55-59

1

§60

33

37

Виды электромагнитных
1
излучений. Спектральные
аппараты Спектры и
спектральный анализ
39
Инфракрасное и
1
ультрафиолетовое излучения.
Рентгеновские лучи. Шкала
электромагнитных излучений.
40 Контрольная работа №3 «Оптика» 1

§66-67

38

41

42

43

44

Принцип относительности.
Постулаты теории
относительности
Основные следствия СТО.
Релятивистский закон сложения
скоростей.
Зависимость энергии тела от
скорости его движения.
Релятивистская динамика.
Принцип соответствия.
Связь между массой и энергией.
Квантовая физика

§68, подготовка к
к/р.
Повт §44-60,6668
§61-62,решу ЕГЭ
стр225.

1

1

§63

1

§64

1

§65,з стр 245

24 ч

Квантовая физика. Фотоэффект
1
Теория фотоэффекта. 3-й закон
фотоэффекта.
46 Применение фотоэффекта. Фотон. 1

§69

45

47
48

Решение задач по теории
фотоэффекта
Давление света Химическое
действие света. Фотография..

§70-71
Повт §69-71,
доклады.
§72-73,з-чи
стр227, доклады.

1
1

9

Тема урока
Количество
часов

№

Дата
проведения
План

Домашнее
задание

Факт

1

50

Контрольная работа №4 «СТО
и фотоэффект»
Планетарная модель атома.

1

Повт гл 10
стр278.
§74, доклады

51

Квантовые постулаты Бора

1

§75,доклады

52

Лазеры

1

53

1

54

Протонно-нейтронная модель
ядра.
Ядерные силы.
Дефект масс. Энергия связи ядра.

§76-77, з-чи
стр297
§78-79

55

Радиоактивность

1

49

Закон радиоактивного распада и
его статистическое истолкование
57
Методы наблюдения и
регистрации элементарных частиц
58 Энергетический выход ядерных
реакций
59 Деление урана. Капельная модель
ядра. Ядерный реактор
56

§80-81,з-чи стр
309
§82-83

1

§84-85,з-чи
стр322
§86

1
1

1

§87, решу ЕГЭ
стр33159
§88-89, решу ЕГЭ
стр336,339,
доклады
§90-91,з-чи стр
343, доклады
§92-93,
доклады
§94,повт гл 12
стр352, доклады
§95-96

1

§97-98

1

Повт §80-98

1

Заключение стр
408-412

67

Контрольная работа №5 «Физика
атомного ядра»
Физика и методы научного
познания
Обобщающий урок. Повторение

68

Обобщающий урок. Повторение

1

60

Термоядерный синтез.

1
1

1

Ядерная энергетика. Атомная
индустрия.
62 Влияние ионизирующей радиации
на живые организмы.
63
Элементарные частицы.
Фундаментальные
взаимодействия.
64 Лептоны. Адроны. Кварки.

1

61

65
66

1

1

10

Программно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д.
Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.;
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.
Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2001.
3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций: М.; Просвещение, 2016
4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 11 классы : М.; Дрофа, 2016
5. Сборник задач по физике 10-11 классы: Сост. Степанова Г.Н. 9-е изд. - М.;
Просвещение, 2003
6. Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика – 10-11: Для школ с гуманитарным
профилем обучения: Книга для учителя. – М.; Просвещение, 2000
7. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика.11 кл.: учебник
для угл.изучения физики: 3-е изд. – М.; Дрофа, 1998
8. Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика 10-11 кл.:
Учебник для угл.изучения физики: 3-е изд. – М.; Дрофа, 1998
9. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учебник для
угл.изучения физики: 3-е изд. – М.; Дрофа, 2001

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8722) 51-68-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».