информатика 11 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа разработана с учетом нормативно-правовой основы учебного плана по
следующим нормативным документам:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (редакция
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645; Приказом Минобрнауки России от
31 декабря 2015 г. N 1578; Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613;
Минпросвещения России от 24 сентября 2020 г. N 519);
- Письмо Минобрнауки России от 3 марта 2016 года № 08-334 «О внесении изменений
в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования‖
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года
№254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года №766 «О
внесении
изменений
в
Федеральный
перечень
учебников,
допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Минобнауки РФ от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ»
- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года
№28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Устава ОУ.
В учебной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего
образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в
части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения,
путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического
комплекта по информатике для старшей школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Цели и задачи изучения программы
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей и задач:









освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего
образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника,
его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда.
В связи с этим изучение информатики в 11 классе должно обеспечить:
∙ сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных
технологий в современном обществе;
∙ сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
∙ сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей, проверять на
достоверность и обобщать информацию;
∙ сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в
обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического,
природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных
технологий;
∙принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание
ответственности людей, вовлечѐнных в создание и использование информационных систем,
распространение информации.

Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной
картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических,
социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря,
именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном
предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из
«вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо
проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его
отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е.
отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного
процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание)
некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации.
Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е.
«овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются
информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы,
связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с
позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на
учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним
широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному"
образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых
задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является
представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего
использования типовых программных средств.
Это позволяет:
 обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые
задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые
программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
 систематизировать знания в области информатики и информационных технологий,
полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
 заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная
информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
 сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и
технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе, содержа тельных
линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что
все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления:
"Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы
управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не
явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира,
расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное
расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию

использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных
задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации
(системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные
системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное
программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы
управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на
следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение
само по себе, - всегда существует ―носитель‖ этого движения), они всегда протекают в какихлибо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть
целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или
стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют
информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он
всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На предмет «информатика и ИКТ» для 11 класса учебным планом отводится 34 часа (1 час
в неделю; 34 учебных недели). Коррекция программы производится в течении учебного года.
Форма организации образовательного процесса
Организация учебного процесса с использованием учебно-методического
комплекта предусматривает двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм обучения:
•
урочная форма – учитель во время урока объясняет новый материал и
консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий;
•
внеурочная форма – учащиеся вне уроков самостоятельно выполняют домашние
задания, или при необходимости, получают консультацию учителя;
•
урок-лекция – формирование новых знаний;
•
комбинированный – урок-тренинг или урок собеседование с элементами
закрепления в форме практической или самостоятельной работы;
Технологии обучения:
●
игровые технологии;
●
элементы проблемного обучения;
●
технология развития критического мышления;
●
технологии уровневой дифференциации;
●
здоровье сберегающие технологии;
●
информационно-коммуникационные технологии.
Виды и формы контроля:
●
вводный: беседа;
●
текущий: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, практическая работа,
решение задач;
●
коррекционный: индивидуальная консультация;
●
итоговый: комплексная контрольная работа, тестирование.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО представлены
результаты базового и углубленного уровней изучения учебного предмета «Информатика»;
результаты каждого уровня изучения предмета структурированы по группам «Выпускник
научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Как и в основном общем
образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты,
достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех учащихся, выбравших данный
уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться»
обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных учащихся,
выбравших данный уровень обучения. Принципиальным отличием результатов базового уровня
от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового
уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития. Результаты углубленного уровня ориентированы на
получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках
данной предметной области, так и в смежных с ней областях. При этом примерные программы
всех учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня,
относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют
предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации; строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения; находить оптимальный путь во взвешенном графе; определять
результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы
обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы
анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; выполнять пошагово (с
использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных; создавать на алгоритмическом языке программы для
решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием
основных алгоритмических конструкций; использовать готовые прикладные компьютерные
программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; понимать и
использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер
используемой памяти); использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в
наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; аргументировать выбор
программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и
учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения; использовать электронные таблицы для
выполнения учебных заданий из различных предметных областей; использовать табличные
(реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе
вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; создавать структурированные
текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств; применять антивирусные программы для обеспечения
стабильной работы технических средств ИКТ; соблюдать санитарно-гигиенические требования
при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; переводить заданное натуральное
число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления; использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах; понимать
важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки;
их роли при решении задач анализа данных; использовать навыки и опыт разработки программ в
выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать
основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы; разрабатывать и использовать
компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или
процессу; применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных
устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами; понимать общие принципы разработки и функционирования
интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ; критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных
областей; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
полученные данные для публикации.

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник на базовом уровне научится:
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе
несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные
на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; выполнять
пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; создавать на алгоритмическом языке
программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с
использованием основных алгоритмических конструкций; понимать и использовать основные
понятия, связанные со сложность вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач
анализа данных; получать представление о существовании различных алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой
памяти; применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования,

включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции
последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы.
Глава 3. Информационное моделирование
Выпускник на базовом уровне научится:
находить оптимальный путь во взвешенном графе; использовать компьютерно-математические
модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; использовать табличные (реляционные)
базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства
доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
применять базы данных и справочные системы при решении задачи; возникающих в ходе
учебной деятельности и вне еѐ; создавать учебные многотабличные базы данных.
Глава 4. Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете;
вести поиск в информационных системах; использовать сетевые хранилища данных и облачные
сервисы; использовать в повседневной практической деятельности (в том числе размещать
данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного
взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые
принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной
этики и права; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать
веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать
личное информационное пространство; критически оценивать информацию, полученную из сети
Интернет.
Глава 5. Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне научится:
Находить источники информации в направлении информационной безопасности.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Информатика», предлагаемое в авторском УМК,
полностью перекрывает содержание, представленное в примерной основной образовательной
программе среднего общего образования. Кроме того, по ряду тем материал представлен даже
несколько шире, что обеспечивает возможность наиболее мотивированным школьникам
сформировать более полные представления о сфере информатики и информационных
технологий.

Введение.
Электронные (динамические)
таблицы Примеры использования
динамических (электронных) таблиц
на практике (в том числе — в
задачах математического
моделирования)

Глава 1. Обработка информации в электронных
таблицах
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приѐмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном
процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра

Составление алгоритмов и их
программная реализация Этапы
решения задач на компьютере.
Операторы языка
программирования, основные
конструкции языка
программирования. Типы и
структуры данных. Кодирование
базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки
программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс
выбранной среды. Составление

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
4. Другие приѐмы анализа программ
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
1. Структурная организация данных
2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы
1. Общие сведения об одномерных массивах

алгоритмов и программ в выбранной
среде программирования. Приемы
отладки программ. Проверка
работоспособности программ с
использованием трассировочных
таблиц. Разработка и программная
реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из
различных предметных областей.
Примеры задач:
– алгоритмы нахождения
наибольшего (или наименьшего) из
двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и
циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или
массива);
– алгоритмы анализа записей чисел
в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом
перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа
на простоту и т. д.);
– алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром
массива: линейный поиск элемента,
вставка и удаление элементов в
массиве, перестановка элементов
данного массива в обратном
порядке, суммирование элементов
массива, проверка соответствия
элементов массива некоторому
условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или
наименьшего) значения. Алгоритмы
редактирования текстов (замена
символа/фрагмента, удаление и
вставка символа/фрагмента, поиск
вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов Определение
возможных результатов работы
простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных

2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому
условию
4. Удаление и вставка элементов массива
5. Перестановка всех элементов массива в обратном
порядке
6. Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном программировании
2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

данных, при которых алгоритм
может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество
выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость
вычислений от размера исходных
данных.
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные
алгоритмы. Табличные величины
(массивы).
Запись алгоритмических
конструкций в выбранном языке
программирования
Математическое моделирование
Представление результатов
моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое
представление данных (схемы,
таблицы, графики). Практическая
работа с компьютерной моделью по
выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия)
результатов экспериментов.
Использование сред имитационного
моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в
учебной деятельности.
Дискретные объекты Решение
алгоритмических задач, связанных с
анализом графов (примеры:
построения оптимального пути
между вершинами
ориентированного ациклического
графа; определения количества
различных путей между
вершинами). Использование графов,
деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего
мира. Бинарное дерево

Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
3. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей
§ 12. База данных как модель предметной области
1. Общие представления об информационных системах
2. Предметная область и еѐ моделирование
3. Представление о моделях данных
4. Реляционные базы данных
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных

Компьютерные сети

Глава 4. Сетевые информационные технологии

Принципы построения
компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в
сети Интернет. Система доменных
имен. Браузеры. Аппаратные
компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница.
Взаимодействие веб-страницы с
сервером. Динамические страницы.
Разработка интернет-приложений
(сайты). Сетевое хранение данных.
Облачные сервисы. Деятельность в
сети Интернет Расширенный
поиск информации в сети Интернет.
Использование языков построения
запросов. Другие виды деятельности
в сети Интернет. Геолокационные
сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов,
определение загруженности
автомагистралей и т. п.); интернет торговля; бронирование билетов и
гостиниц и т. п.

§ 14. Основы построения компьютерных сетей
1. Компьютерные сети и их классификация
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных
сетей
3. Работа в локальной сети
4. Как устроен Интернет
5. История появления и развития компьютерных сетей
§ 15. Службы Интернета
1. Информационные службы
2. Коммуникационные службы
3. Сетевой этикет
§ 16. Интернет как глобальная информационная
система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на
вебресурсах

Социальная информатика
Социальные сети — организация
коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в
киберпространстве. Проблема
подлинности полученной
информации. Информационная
культура. Государственные
электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в
автоматизированных
информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и
информационной безопасности
АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и
документы. Техногенные и
экономические угрозы, связанные с
использованием ИКТ. Правовое

Глава 5. Основы социальной информатики
§ 17. Информационное общество
1. Понятие информационного общества
2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному обществу
§ 18. Информационное право и информационная
безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных
ресурсов
2. Правовые нормы использования программного
обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность 5. Защита информации

обеспечение информационной
безопасности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение по курсу информатики и ИКТ предполагает:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе
современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение
электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию,
доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами
по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с
электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы
на определѐнных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной
литературой.
Для обеспечения нового качества образования и повышения его эффективности в условиях
реализации ФГОС ООО используется мультимедийное сопровождение курса и электронное
приложение к УМК, а также ресурсы федеральных коллекций, в частности, ресурсы ФЦИОР
(http://fcior.edu.ru)
Информация и информационные процессы
Компьютер и его программное обеспечение
Представление информации в компьютере
Алгоритмы и элементы программирования

Информационное моделирование
Сетевые информационные технологии
Основы социальной информатики
• Аграрное, индустриальное и информационное общество
• Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации
• Информатика и современное общество
• Роль и место информационных технологий в современном обществе
• Роль информатики в современном обществе

3. Свободное программное обеспечение
Офисные пакеты
OpenOffice.org http://i-rs.ru
LibreOffice http://libreoffice.org
Приложения для работы с электронной документацией
Scribus
AdobeReader
WinDjView

http://www/scribus.net
http://get/adobe/com/ru/reader
http://windjview.sourseforge/net/ru/

Приложения для работы с графикой
Gimp
Paint.net
Inkscape
Blender

http://www.gimp.org
http://paintnet.ru
http://www.inkscape.org/
http://www.blender.org/

Среды программирования
Lazarus
Free Pascal

http://lazarus.freepascal.org/
http://freepasca.org/

PascalABC.NET
http://pascalabc.net/
КуМир
http://lpm.org.ru/kumir/
Редактор блок-схем http://alglib.sources.ru/aboutbls.php
Пакеты для математических расчетов и визуализации данных
Maxima
http:// maxima.sourceforge.net/
SMathStudio
http://smath.info/forum/
Мультимедиаприложения
Звуковой редактор Audacity
http:// audacity.sourceforge.net/
Медиа-плеер VLC
http://wwwvideolan.org/
Программа для захвата и обработки видео VirtualDub http://www.virtualdub.org/

Таблица тематического распределения количества часов
11 класс, информатика

№

Тема

Количество часов

1

Обработка информации

7

2

Алгоритмы и элементы программирования

9

3

Информационное моделирование

8

4

Сетевые информационные технологии

5

5

Основы социальной информатики

3

6

Повторение. Итоговое тестирование

2

ИТОГО:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу: «Информатика»,
11 класс (ФГОС)
Учебник, автор: информатика 11 класс, Л.Л. Босова. Издательство: Бином «;Лаборатория знаний»;

Кол-во часов: в неделю: 1 ч.
Номер

Тема урока

Урока

Колво

за год: 34ч
Даты

часов

План

1.

Введение. Инструктаж о правилах техники безопасности

1

2.09

2

Табличный процессор. Основные сведения

1

9.09

3

Редактирование и форматирование в табличном процессоре.
Практическая работа № 1:”Форматирование ЭТ”

1

16.09

4

Встроенные функции и их использование

1

23.09

5

Встроенные функции и их использование. Практическая
работа № 2: “Логические функции‖

1

30.09

6

Инструменты анализа данных

1

7.10

7

Контрольная работа по теме: ―«Обработка информации в
электронных таблицах ‖

1

14.10

8

Основные сведения об алгоритмах

1

21.10

9

Алгоритмические структуры. Практическая работа № 3:
“Составление программ на алгоритмические
конструкции”

1

28.10

10

Запись алгоритмов на языке программирования

1

11.11

11

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

1

18.11

12

Функциональный подход к анализу программ

1

25.11

13

Структурированные типы данных. Массивы

2.12

Практическая работа № 4: “нахождение наибольшего и
наименьшего элемента массива”
14

Структурное программирование

1

9.12

15

Рекурсивные алгоритмы

1

16.12

16

Контрольная работа по теме:«Алгоритмы и элементы
программирования»

1

23.12

Факт

17

Модели и моделирование

1

13.01

18

Моделирование на графах. Практическая работа № 5:
“Графы”

1

20.01

19

Знакомство с теорией игр

1

27.01

20

База данных как модель предметной области. Практическая
работа № 6: “Создание и редактирование БД”

1

3.02

21

Реляционные базы данных

1

10.02

22

Системы управления базами данных. Практическая работа
№ 7: “Работа с СУБД. Выборка”

1

14.02

23

Практическая работа №8: Проектирование и разработка
базы данных

1

24.02

24

Контрольная работа по теме: «Информационное
моделирование»

1

3.03

25

Основы построения компьютерных сетейПрактическая
работа № 8: “Создание ЭП. Передача сообщения по сети”

1

10.03

26

Как устроен Интернет. Службы Интернета.

1

17.03

27

Интернет как глобальная информационная система

1

7.04

28

Контрольная работа по теме: «Сетевые информационные
технологии»

1

14.04

29

Информационное общество. Информационное право.
Практическая работа № 9: “информационное право в
сети Интернет”

1

21.04

30

Информационная безопасность

1

28.04

31

Контрольная работа по теме: «Основы социальной
информатики»

1

5.05

32

Итоговое тестирование за курс 11 класса

1

11.05

1

19.05

1

26.05

33
34

Итоговый урок за курс 11 класса
Резерв
Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8722) 51-68-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».